Отдел образования администрации Выгоничского района

Брянская область, Выгоничский район, п. Выгоничи, ул. Ленина 51

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Бежицкая, 34а, г. Брянск, 241050

Телефон: 8-(4832) 74-31-58

Факс: 8-(4832) 64-90-24

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОКПО 00098938, ОГРН1053244053675,

ИНН/КПП 3250058714/325701001

23.12.2016  №  14000-14-Б

 

 

Руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

 

Директорам государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении департамента образования и науки Брянской области

 

Руководителям муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность

 

Руководителям городских и районных организаций Профсоюза работников народного образования и науки

 

В связи с участившимися обращениями педагогических работников о соответствии имеющегося у них уровня образования (квалификации) квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям педагогических работников организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, и по вопросу получения дополнительного профессионального образования, департамент образования и науки Брянской области (далее – департамент) совместно с Брянской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ и ГАУДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования», руководствуясь письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 августа 2015 года N 08-1240,

разъясняет.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее -  Федеральный закон N 273-ФЗ), право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Учитывая, что применение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" предусмотрено только с 1 сентября 2019 года, при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года N 448н (далее - квалификационные характеристики должностей работников образования).

Согласно разделу III "Требования к квалификации" квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность:

воспитателя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;

учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, если имеется высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (например: квалификация по диплому «учитель» - должность по штатному расписанию «воспитатель», квалификация - «учитель физики» - должность - «учитель технологии" и т.д.), то педагогическому работнику не требуется прохождение профессиональной переподготовки, а достаточно проходить курсы повышения квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ.

Исходя из указанных выше нормативных правовых актов и разъяснений к ним, следует, что лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (например: квалификация «История», «Математика», «Химия» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям истории и обществознания, математики, химии и т.д.

Если педагогические работники имеют высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, не относящейся к образованию и педагогике, или к области, не соответствующей преподаваемому предмету (например квалификация по диплому «Экономист», «Агроном», «Маркетолог», «Журналист», «Менеджер», «Инженер» и т.д.), то им необходимо пройти обучение по программам профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» в организации дополнительного профессионального образования, имеющей соответствующую лицензию.

Если педагогические работники имеют высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, не относящейся к образованию и педагогике, или к области, не соответствующей преподаваемому предмету, но в настоящее время обучаются по направлению подготовки "Образование и педагогика", то им не надо проходить обучение по программам профессиональной переподготовки «Образование и педагогика».

Согласно пункту 2 части 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получили право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Обращаем внимание на необходимость проходить ДПО по всем направлениям деятельности педагогического работника (учитель ведет математику, физику и информатику – курсы повышения квалификации по каждой специальности и т.д.).

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Кроме того, пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов организации и оплаты обучения по дополнительным профессиональным программам работников входит в компетенцию работодателя.

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Лица, прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 14 января 1981года N 6 (далее - Временное положение).

В соответствии с пунктом 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация "Воспитатель детского сада" и выдавалось удостоверение установленного образца.

Слушателей годичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, приравнивали к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.

Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из уровней образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, может послужить основанием для увольнения работника.

Поэтому отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не является основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Кроме того, Порядком аттестации не предусматривается каких-либо оснований, по которым педагогическим работникам может быть  отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, за исключением следующих случаев, предусмотренных пунктами 30 и 43 Порядка аттестации:

- если педагогический работник обращается за установлением  высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории;

- если обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;

- если обращение за установлением первой либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории.

При аттестации на квалификационные категории педагогических работников, не имеющих соответствующего образования (педагогический класс), аттестационные комиссии должны учитывать результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей. Также в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

При установлении квалификационных категорий педагогическим работникам, окончившим педагогические классы, необходимо рекомендовать получить образование, соответствующее требованиям квалификационных характеристик должностей работников образования. Согласно разъяснениям по применению Порядка аттестации, подготовленным совместно Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации (письмо № 08-1933/505 от 03 декабря 2014 года, информационный бюллетень №8, ответ на вопрос 51):

«Порядком аттестации не запрещается давать педагогическим работникам рекомендации, в том числе о необходимости повышения квалификации или получения профильного образования.

Указанные рекомендации могут отражаться в протоколе аттестационной комиссии.».

Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года №761н, утверждающий квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации, в том числе к направлению подготовки, применим к правоотношениям, возникшим  только после 31 октября 2010 года, в связи с чем к работникам образования, принятым на соответствующие должности до 31 октября 2010 года, требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, не могут предъявляться в полной мере. Данные требования не являются основанием для прекращения трудовых договоров при успешном прохождении ими аттестации.

В полной мере требования по наличию соответствующего образования применяются в отношении работников, трудовые договоры с которыми заключаются после вступления в силу данного приказа.

Назначение на должности педагогических работников в нарушение требований к квалификации, указанных в квалификационных характеристиках, является грубым нарушением  лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966. Административная ответственность за осуществление образовательной  деятельности с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии) предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с квалификационными характеристиками  должностей работников образования устанавливаются следующие требования к квалификации руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Таким образом, руководителям образовательных организаций, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование, не относящееся к направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", необходимо пройти обучение по программе профессиональной переподготовки в любой из вышеуказанных областей.

 

 

 Директор департамента

образования и науки                                                  В.Н.Оборотов

 

Председатель областной

организации профсоюза                                           А.И.Голубева

 

 

 

 

Исп. Сергеева Е. М..

Тел. 64-25-48